Rambler's Top100

Новости Официально Фотолетопись Слово ветеранам Хроника Пресса
Главная -- Слово ветеранам

    За рулем - одни девчонки

Героическая судьба Анны Зотиковой

С Анной Васильевной Зотиковой непросто было договориться о встрече.

- Ничего интересного вам рассказать не смогу, - сказала она по телефону. - Многое уже не помню. Да и подвигов особых не совершала.

И все же удалось встретиться и побеседовать с ветераном Великой Отечественной войны. Судьба Анны Васильевны оказалась в прямом смысле сотканной из фронтовых дорог, всю войну она колесила по ним за рулем "ЗИС-5", полуторки, а потом легковушки.

Аня выросла даже по крестьянским меркам в большой семье. У ее родителей это был второй брак. Двенадцать детей в семье. Конечно, не долго все они жили под одной крышей. Старшие, вырастая, разлетались из отчего дома. Вот и Аня среднюю школу уже оканчивала в райцентре Венев, что в 20 километрах от Тулы. Жила у старшей сестры. После окончания годичных педагогических курсов стала преподавать историю сельским ребятишкам в Кукуевской средней школе. По выходным приезжала домой к родителям в Пашково, чтобы помочь по хозяйству, повидаться со всеми.

Всего один учебный год проучительствовала юная преподавательница. В мае 1942-го вместе с подругой детства они подали заявление в райвоенкомат с просьбой отправить их на фронт добровольцами.

- Уже на второе воскресенье, - вспоминает Анна Васильевна, - получили повестки. Я как раз была дома в деревне. Иду от колодца, а навстречу почтальон. Родители, конечно, переполошились, но я не сказала, что мы уходим добровольцами. Не успела даже расчет взять на работе, потом сестре написала, чтобы сообщила в школу.

В Туле подруги попали в 670-й батальон аэродромного обслуживания, всего месяц обучались на курсах водителей и вскоре сели за руль автомобилей "ЗИС-5". Много таких бортовых трехтонок тогда колесило по дорогам войны. Из таких же 18-19-летних девчонок, как Аня, в батальоне сформировали целую роту водителей по обслуживанию аэродромов. Возили в основном боеприпасы для самолетов. Обычно приходилось загружаться прямо с товарных вагонов на железнодорожных станциях. Частенько Аня и ее боевые подруги попадали под обстрелы и бомбежки.

Многие названия населенных пунктов, связанные с войной, уже стерлись из памяти, но Анна Зотикова отчетливо помнит страшную бомбежку под Воронежем. Ее в срочном порядке командир роты тогда отправил на станцию, куда должен был прибыть состав, в том числе и со снарядами. Едва она успела загрузиться, как с воздуха начали бомбить вражеские самолеты. Что тут началось! Каким чудом ей удалось тогда вырваться оттуда и довезти боеприпасы до аэродрома, она и сейчас не может понять.

- В голове была лишь одна мысль: только бы проскочить, - рассказывает Анна Васильевна. - Попади хоть один снаряд в машину, ничего бы от нее не осталось. Но Бог, как говорится, миловал.

Судьба, видимо, оберегала Анну. Однажды она только вернулась с аэродрома, а к ней подбежал старший лейтенант и скомандовал: "Нужно ехать снова!". То ли от усталости, то ли от голода, всегда спокойная и дисциплинированная, она тогда не выдержала и сказала в ответ: "Дайте хоть перекусить". Командир сжалился над девушкой и махнул рукой: "Ладно, поедет Катя". Батальон тогда стоял в сельской местности, а до аэродрома, расположенного за станцией, было далеко. Весь путь Катя с политруком проехали удачно, и уже при подъезде к станции началась бомбежка. Командира ранило, а Катюша, к несчастью, погибла. Был и другой случай. Ночью при выполнении очередного задания машина Зотиковой вдруг резко пошла под горку и опрокинулась в кювет. Аня чудом успела выскочить. Машину потом так и не смогли вытащить, пришлось менять ей боевого коня.

Приходилось и одной ночевать в машине среди заснеженного поля. Устранить поломку самой тогда не удалось. На улице стоял такой мороз, что оставаться в кабине с остывшим двигателем тоже было небезопасно. Анна Васильевна слила немного бензина и, из последних усилий собрав в лесочке хворост, разожгла костер. Благо, утром ее обнаружили свои из батальона и на буксире притащили в расположение части.

Фронтовой водитель признается, что страшно было за рулем. Даже если вокруг было относительно тихо, в любой момент могла начаться воздушная атака противника. Да и от мин на дорогах разве можно было подстраховаться? Страшно было ночью одной охранять аэродромы, бензоколонки и колодцы. Но и это приходилось делать. Девушки переживали и за летчиков, улетавших в неизвестность. Многие с вылетов не возвращались.

Осенью 1944-го Анна Васильевна попала в госпиталь. Заводной ручкой автомобиля сломало ей руку. За время лечения батальон уже перебазировался в другое место, и ей пришлось проходить дальнейшую службу в 155-м военторге центральной группы войск. "ЗИС-5" поменяла вначале на полуторку, а потом и вовсе пересела на легковушку и стала возить командира части. Весть о победе Анна Зотикова встретила в окрестностях Крайсбурга. Проезжая мимо этого немецкого города, она услышала беспорядочную стрельбу и вначале ничего не поняла. А это наши бойцы салютовали в честь окончания войны.

- Все плакали, смеялись, обнимали друг друга, - вспоминает ветеран. - Но для меня тогда служба еще не закончилась. После мая 1945-го я оказалась в Австрии, где еще целый год продолжала служить.

В австрийской столице Анна вышла замуж за старшину Василия Зотикова, с которым познакомилась в военторге. Как дорогую реликвию, она хранит небольшой, уже выцветший листочек - документ о регистрации брака в консульском отделении.

В июне 1946-го молодожены демобилизовались и уехали в Петрозаводск к родственникам мужа. 40 лет прожили они вместе в любви и согласии, воспитали двоих детей. Двадцать лет назад не стало мужа, а потом и младшего сына. У старшего Александра уже есть внучка, которая очень любит навещать прабабушку.

Почти всю жизнь Анна Васильевна работала в министерстве торговли республики. Не имея специального образования, начинала с должности экономиста отдела производственных предприятий, а потом 22 года до выхода на пенсию была старшим инспектором по кадрам и спецработе. И года не отдохнула, как ее снова пригласили в министерство, и еще почти шесть лет она работала на своей прежней должности.

Анна Зотикова награждена орденом Великой Отечественной войны, медалями Георгия Жукова, "За Победу над Германией", многими юбилейными наградами. Ее труд в мирное время отмечен орденом "Знак Почета", Почетными грамотами и благодарностями.

...Мы сидим в уютной квартире ветерана. Анна Васильевна, постоянно извиняясь, что не может журналисту рассказать "ничего путнего", вспоминает прошлое. Говорит, что уже давно не выходила в город. На встречи с ветеранами тоже в последние годы уже не ходит, тяжело. Тем не менее в свои 82 года еще активно интересуется происходящим вокруг, смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты, книги.

Несмотря на то, что после войны ей не довелось сидеть за рулем даже собственной машины, а трудовая жизнь прошла в министерстве, у Анны Васильевны крепкие, натруженные руки, отпечаток военных лет. Пытаюсь представить ее за рулем фронтовой трехтонки, но это у меня не очень получается.

Наиль ШАБИЕВ
"Курьер Карелии" N55 21 апреля 2005

Создано 15 апреля 2005   Отредактировано 15 апреля 2005